Изменения земельного законодательства
1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ. Эти изменения можно назвать крупнейшей земельной реформой с момента принятия самого кодекса в 2001году.
1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ. Эти изменения можно назвать крупнейшей земельной реформой с момента принятия самого кодекса (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 171-ФЗ).
Изменились основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
Земельный кодекс РФ теперь установил перечень оснований возникновения прав на земельные участки, которые находятся в публичной собственности. В качестве таких оснований закон называет (ст. 39.1 ЗК РФ):
-
решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
-
договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
-
договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
-
договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Ранее закон указывал, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Внесены изменения в порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрено посредством проведения торгов в форме аукциона.
Причем аукцион проводится в электронной форме.Исключением составляют случаи, когда земельный участок предоставляется:
-
гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства;
-
гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.
С 7 апреля 2015 года вступили в силу правила определения цены земельного участка при его продаже без торгов.
Во-первых, цена земельного участка, который находится в федеральной собственности и продается без торгов, определяется в размере его кадастровой стоимости.
Во-вторых, цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже участка:
-
для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства гражданину – собственнику здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием участка и расположенных на приобретаемом участке;
-
юридическому лицу – собственнику здания или сооружения, которые являются объектами федерального или регионального значения и расположены на приобретаемом участке.
Аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Основным способом заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, теперь являются торги, проводимые в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). Исключения предусмотрены в ст. 39.6 ЗК РФ, среди которых например:
-
собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках, собственники объектов незавершенного строительства, размещенных на участках (однократно и только для завершения строительства);
-
граждане для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства;
-
граждане для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
-
граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка;
-
крестьянские (фермерские) хозяйства или сельскохозяйственные организации;
-
религиозные организации, казачьи общества для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ.
Арендаторы участков, находящихся в публичной собственности, утратили преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок
В ряде случаев преимущественное право на заключение договора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):
-
земельный участок был предоставлен без проведения торгов (когда проводить торги не требовалось) (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
-
договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
При этом нужно учитывать следующее (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):
-
заявление о заключении нового договора аренды арендатору нужно подать до истечения срока заключенного договора;
-
исключительным правом на заключение договора аренды обладает только действующий арендатор;
-
ранее заключенный договор аренды не должен быть расторгнут.
Собственники объектов незавершенного строительства получили право заключить договор аренды без торгов. Это можно сделать:
-
для завершения строительства;
-
на срок до трех лет;
-
только один раз.